Для чего я создаю этот пост? Не могу сказать точно, просто пришло время понять.
Хочу сразу предупредить тех, кто любит спорить и использовать умные слова, характеризующие фантворчество, - вы ошиблись адресом))) Здесь не будет дебатов о том, что лучше, а что хуже, что достойно внимания читателей, а что нет. И тем более, как правильно, а как нет. Конечно, профессиональные термины нужны, но не в этот раз.
Я хочу поговорить о восприятии историй, которые создают люди, пытаясь оценить их с этой точки зрения. Кто-то скажет, что это непрофессионально. Что ж, ваше право.
Итак, начну)))
читать дальше
По некоему эмоциональному восприятию я подразделяю фики на несколько категорий:
1. Просто текст.
Это попытка автора, практически совсем не владеющего словом, выразить свои чувства. Например, Деймон очень любил Елену, а она Деймона, но сопротивлялась своему чувству дико, хотя и необоснованно. Автору нравится накал страстей, эмоции, бьющие через край, силы, управляющие двоими, и всё подобное. Ничего более он не видит. И фик превращается в гонку героев друг за другом, обнимашки по углам, раскрашенные набором метафор. В целом, персонажи ничего не делают, просто существуют в своём пространстве, не более.
Но я не буду смеяться над такой работой, я вообще не люблю смеяться над чьим-либо творчеством, живя по принципу: не нравится, не читай. Думаю, тыкать носом стараются люди, желающие самовыразиться за счёт других, обычно здоровой критикой их отзывы назвать нельзя.
Но я могу оторваться по полной, если автор сам выкладывает свои ошибки для обучения, анализируя их и критикуя. На своих примерах учиться всегда веселее и проще, у людей стираются границы, общаться становится намного легче.
Да и кто я такая, чтобы учить других, если об этом не просят.
2. Фики, содержащие захват.
Такие работы хромают на исполнение. Хотя, ошибки в них не такие, как в "просто текстах". Их легко простить, видя идею, реализацию, суть. Просто у автора пока что нет опыта. Флаг ему в руки, пусть работает дальше.
Эти истории могут постепенно перерастать в нечто большее, главное, увидеть в них особенность.
Я ощутила подобное в фш. С написание историй подобные проблемы мне чужды (не подумайте, что я хвастаюсь, пост создан не для этого). Я никогда не понимала фразу о нехватке вдохновения. Какие проблемы? Сядь и напиши без него, результат будет тот же, просто времени придётся потратить больше. А читатели разницы не увидят. Но, изучая фш, я поняла, какого это, когда видишь готовый арт перед глазами, но не хватает знаний на его реализацию и не хватает вдохновения, чтобы отсутствие знаний заменить этим самым вдохновением, в частности, фантазией.
3. Стандартные фики.
Ровные, грамотные работы, написанные по всем правилам, но не цепляющие. На них подробно останавливаться не буду, все знают, что это такое.
4. Иные фики.
Одним словом, качественные фики, способные зацепить. Но здесь не следует путать понятия качественный и популярный. Вообще, считаю, что трудно ответить на вопрос - какой фик лучше в категории 4. Они разные. Например, я не смотрела Доктора, как следствие, не буду читать фик по этому фандому, даже если его написал талантливый автор. Или не люблю слэш. И как я могу оценить такой фик? С точки зрения восприятия - никак, а здесь речь именно о нём.
Думаю, дело в подходе к написанию. Например, точно знаю, что я - талантливый автор, у которого хорошо получается ангст и пародия, но светлая история мне пока что не по плечу. Возможно, причины глубоко внутри, хотя речь сейчас не о них. Я чётко отдаю себе отчёт в том, что мои тексты на любителя. Порой они сложны из-за странной любви к анализу, философии, психологии и прочим вещам подобного типа. Я не обижаю читателей, говоря "на любителя". Просто далеко не всем нравятся подобные истории. Друг мне как-то сказал, что чтобы прочитать мою работу, ей нужно подготовиться морально. Я поразилась, но потом поняла. Но если кто выдаст, что я ничего из себя не представляю, задумаюсь, что в прошлом я сделала этому человеку))) Так, отвлеклась.
К чему вообще этот пост. Всё просто: в потоке мыслей хочу найти истину. Это часто срабатывает. Почему ищу истину? Мысли копились долго, но толчком стала беседа с другом. Этот самый друг заявил не так давно, что пишет любые истории, но чувствует себя несколько потерянным в этом многообразии. Надеюсь, я верно перефразировала её подачу.
Итак, друг, ты способна погрузиться в любой жанр, думаю, даже в любой фандом, обладая начальной информацией, но насколько глубоко - тебе же и решать. Я читала несколько твоих работ и могу сказать однозначно - пишет очень талантливый автор, которого можно узнать по тексту, у которого есть свой собственный стиль. И почему мне кажется, что читая эти строки, ты скорчишь моську, будто бы я говорю ни о чём.
Попробую конкретнее. Например, твои юморные фики характеризуются очень сильным, эмоциональным захватом, который завуалирован и не сразу бросается в глаза (сначала рыбка заглотила крючок, а потом сообразила, что к чему), и это при грамотном исполнении. В итоге - конфетки. Читая веселушки по Спаффи, я забыла, что ехала в машине, хорошо не за рулём. При чём, все юморные истории таковы. Бывают авторы, у которых одни фики нравятся, а другие - нет, ты не из их числа.
Что касается текстов с налётом философии. В них присутствуют рассуждения, погружающие в персонажа и одновременно некая отстранённость, взгляд со стороны. Это также присуще далеко не всем.
Романтические истории. В них идеально обыгрываются детали, точнее, набор деталей, создающий общий баланс текста. Они вплетены, как лёгкая, едка заметная паутинка, тонко касающаяся души читателя. Это фик по Гримм, где Веной ты выбила меня из колеи, это солнечная Стрела, где светлые чувства сплелись в затейливые узоры, раскрасив мир двоих новыми красками любви. Ты подаёшь детали незаметно, не тыча ими в моську: смотри читатель, не прогляди, что я имею ввиду, ты работаешь с частью подсознательного.
Твой ангст. Маленький фик по Спаффи. Большой ещё впереди. Сложные чувства, переданные обычными словами. Это умеет далеко не каждый. Прочитав, не ощутила ничего лишнего, наносного, ненужного. Естественная гармония - назову это так.
Для меня самое стоящее в твоих работах - это искренность, отрыв от реальности, погружение и способность чувствовать героев.
Надеюсь, друг, ты не обиделась на этот пост, если - да, маякни, подрежу)
А прочитав юмористическую историю другого важного для меня человека, до сих пор улыбаюсь при воспоминании о ней. Для меня это и есть суть.
Подведу итог: главное в восприятии фиков - отрыв от реальности, всегда, в любом жанре и фандоме. А далее важную роль играет личная классификация: где-то погружение, где-то захват, где-то сплетение деталей, где-то эмоции, где-то улыбка, не сходящая с лица, где-то искренность и надрыв, а где-то и шикарная передача образа героя.
Я знаю, что открыла лишь сотую долю о восприятии других работ, но с чего-то надо начинать. Раньше не задумывалась: почему люблю одно, не люблю другое, хотя автор весьма хорош. Всё просто: мы сами для себя выстраиваем систему приоритетов и ценностей, сами выбираем, что трогает, а что оставляет равнодушным. И это спрятано настолько глубоко внутри, и часто оно весьма болезненно и сложно. Чтобы понять, нужно ответить на вопросы: чего я хочу от жизни, чего боюсь, от чего бегу, нужно заглянуть внутрь себя, набраться смелости и сказать правду, пусть не другим, но хотя бы себе.
О фиках...
Для чего я создаю этот пост? Не могу сказать точно, просто пришло время понять.
Хочу сразу предупредить тех, кто любит спорить и использовать умные слова, характеризующие фантворчество, - вы ошиблись адресом))) Здесь не будет дебатов о том, что лучше, а что хуже, что достойно внимания читателей, а что нет. И тем более, как правильно, а как нет. Конечно, профессиональные термины нужны, но не в этот раз.
Я хочу поговорить о восприятии историй, которые создают люди, пытаясь оценить их с этой точки зрения. Кто-то скажет, что это непрофессионально. Что ж, ваше право.
Итак, начну)))
читать дальше
Хочу сразу предупредить тех, кто любит спорить и использовать умные слова, характеризующие фантворчество, - вы ошиблись адресом))) Здесь не будет дебатов о том, что лучше, а что хуже, что достойно внимания читателей, а что нет. И тем более, как правильно, а как нет. Конечно, профессиональные термины нужны, но не в этот раз.
Я хочу поговорить о восприятии историй, которые создают люди, пытаясь оценить их с этой точки зрения. Кто-то скажет, что это непрофессионально. Что ж, ваше право.
Итак, начну)))
читать дальше